ТЦ ZAVOD Курск Димитрова ул 66

О проекте

Царские конюшни на Димитрова

В начале 80-х годов XIX века в Курске с согласия главноуправляющего государственного коннозаводства решили построить конюшни на 60 жеребцов разных пород с целью улучшения местной породы лошадей (рабочих).

Место для конюшни было выбрано на улице Кондыревской (теперь ул. Димитрова, 66). Ранее здесь была усадьба фельдшерской школы. Земляные работы были выполнены почти задаром душевнобольными из богоугодных заведений. Постройки были закончены к августу того же года. В центре вырос почти круглый каменный манеж. Накрыт он был куполом, венчал который острый шпиль с фигуркой коня на конце. К манежу примыкали каменные крылья конюшен.

Строительство тогда обошлось земству в 58 000 рублей. В 1897 году здание было расширено. В конюшне стали размещать 120 – 130 лошадей. В тёплом каменном здании каждый жеребец помещался в особой стойке – «кабинете». Два раза в день здесь велась чистка лошадей, а затем в манеже совершалась их получасовая объездка для моциона.

После Октябрьской революции здание продолжали использовать под конюшни. В 1919 году при подходе войск Деникина курская государственная заводская конюшня была эвакуирована в Калужскую губернию. В годы Великой Отечественной войны немцы разместили в здании конюшни кавалерийское подразделение, а отступая, взорвали его. После войны здание восстановили и расширили для созданного в Курске ремонтно-подшипникового завода.

Почти разрушенный архитектурный памятник предприниматель Павел Викторович Шуклин приобрёл в 2013 году. Так он решил оставить след в истории города и вернуть бывшим царским конюшням первозданный вид с помощью современных материалов.

Сохранить историю

Комплекс строений на Димитрова, 66 площадью около 7 000 кв.м включает в себя два объекта культурного наследия и восемь зданий советской постройки. Последнее назначение – завод упорных подшипников. После его банкротства Павел Шуклин приобрёл бывшие царские конюшни на торгах.

– Сделка оспаривалась, арбитражный управляющий изменил своё решение о продаже, было несколько исков. Со всех сторон было противодействие, тогда казалось, что это очень лакомый кусок в центре города. В 2013 году я получил свидетельство на собственность, но не был оформлен земельный участок. Не было коммуникаций, я не мог их провести, поэтому здания разрушались. Патовая смешная ситуация, – объясняет предприниматель.

Проблему удалось решить только в 2017 году. Тогда Павел Викторович начал осваивать участок. Сначала провёл газ, воду и свет, а потом задумался о восстановлении зданий.

По словам Шуклина, два объекта культурного наследия были разрушены на 98% и представляли собой жалкое зрелище. Ни окон, ни дверей, были частично разрушены стены, в кровле зияли дыры. Зимой внутри помещений лежал снег. Бывшие царские конюшни стали приютом для птиц и бомжей.

По закону собственник не может изменять архитектурный облик объектов культурного наследия. Содержать их довольно дорого, поэтому в последнее время бизнесмены не спешат приобретать такую недвижимость. Вспомнить хотя бы скандальный дом Малевича, который никто не хотел покупать за 1 рубль. У Павла Викторовича другой взгляд.

– Я люблю старину. Решил оставить свой след в этом городе, сделать подарок будущим поколениям. Перед началом работ начал изучать этот вопрос. Должен быть проект реконструкции. Его делает лицензированная организация с соответствующим штатом проектировщиков, которые имеют опыт по реставрации памятников. Строители тоже должны быть высококвалифицированными специалистами. Найти их и согласовать работы с надзорными органами было непросто, – признаётся Шуклин.

Пока проект реконструкции согласован только для одного здания литер А, в котором раньше располагалось управление завода упорных подшипников.

Согласно Федеральному закону «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» №73-ФЗ, есть различные виды реставрационных работ. Для бывших царских конюшен создали проект по приспособлению памятника архитектуры для современного использования.

– Мы учитывали, что здесь больше не будут сидеть конюхи. Назначение будет иное. К тому же технологии строительства столетней давности существенно отличаются от нынешних. Нужно было укрепить здание, в то же время сохранив его самобытность, – рассказывает руководитель проектной организации Артём Подколзин.

По проекту выполнили массу работ, начиная от укрепления фундамента, гидроизоляции стен, внутреннего ремонта и заканчивая самым интересным – воссозданием элементов XIX века снаружи.

Охраняемая часть – только фасад здания. Внутри сделали обычный ремонт, похожий на офисный.

А снаружи опытные рабочие заново создавали аттики – стенки над карнизами, характерные для того времени, фигурный парапет, рустованную кладку, перемычки над окнами в форме лука, отсюда и название – лучковые. Кладку восстанавливали с помощью вычинки. Разрушенные кирпичи аккуратно вынимали и заменяли на другие. Материалы использовали современные, предназначенные для реставрации. Они довольно дорогие, но позволяют старинному зданию существовать долгое время.

– Достаточно дорого и долго производятся такие деревянные окна, как 100 – 200 лет назад. Поэтому было согласовано с управлением по охране культурного наследия Курской области вставить именно такие окна, но с условием, что они будут коричневыми, под дерево, – рассказывает Подколзин.

Кроме того, много споров в интернете вызвала окраска объекта культурного наследия. Надо ли красить кирпич? Проектировщики уверены – однозначно. Здания, которые завод неоднократно перестраивал, просто-напросто разноцветные, часть сделана из жёлтого кирпича, часть – из красного. Чтобы они смотрелись единым ансамблем, подобрали цвет, подходящий историческому облику. Проектировщики заявляют – здание выглядит так, как в конце XIX века.

Одно из зданий практически готово. Осталось благоустроить площадку вокруг него. Что касается второго здания литер В, сейчас ждут проектную документацию. Предположительно, она будет готова к концу года. Пока здесь починили только кровлю, так как возникла угроза обрушения.

– Это уже вопрос денег, времени и взаимодействия надзорных органов с нами. Расходы миллионные. Предварительные расчёты надо умножать на два, постоянно возникают дополнительные траты, – говорит Павел Викторович.

В дальнейшем ему предстоит решить вопрос использования этих памятников, поскольку содержание объектов тоже дорогостоящее. Он планирует, что в уже готовом здании будут конференц-зал, офисы и, например, школа дизайна. Во втором здании Шуклин хотел бы видеть ресторан.

В одном он уверен точно – на объектах культурного наследия он сделает табличку: «Реставрировал Павел Шуклин».

– Памятники – очень серьёзная тема, погрузившись в неё сейчас, я не готов взяться за восстановление других памятников. Даст Бог осилить этот объект. Я отрываю деньги от семьи, вкладывая сюда. Но люди сказали «спасибо», причём я не ожидал, что так много курян у нас этим интересуются, подходят и благодарят. Был этому приятно удивлён. Потратил ещё несколько миллионов, это меня генерирует на вложение денежных средств, – шутит предприниматель.

По рассказам краеведа Владимира Степанова, источник

Губернатор Роман Старовойт оценил реставрацию "царских конюшен" в Курске

На Димитрова завершают реставрацию «царских конюшен».

- С XIX века там размещался государственный конезавод, в послевоенные годы завод подшипников. Помещения восстанавливает собственник за свой счет. Перекрыта кровля, усилен фундамент, фасад очистили пескоструйным аппаратом, чтобы восстановить исторический облик. Закончить работы планируется к концу 2022 года. В некоторых зданиях уже работают арендаторы, есть и новые заявки на размещение. Это хороший пример работы ответственного собственника-предпринимателя, - сказал губернатор Курской области Роман Старовойт. Источник